История
Планы по строительству метро в городе появились в конце 1970-х.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) 1-й очереди Свердловского метрополитена
было выполнено институтом «Харьковметропроект» (Харьков, Украина). Рабочий проект
1-й очереди и ТЭО последующих очередей разрабатывались местным институтом
«Уралгипротранс». В создании архитектурного облика станций также участвовали
специалисты других проектных организаций города. Названия станций в ходе
проектирования и строительства неоднократно изменялись вслед за социально-политическими
переменами в стране.
Сооружение метро началось в августе 1980 года. Первый ковш грунта был вынут
на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская».
Неровный ландшафт города, а также плотная застройка в центре потребовали комбинации
станций глубокого и мелкого заложения. Сначала первые станции метро планировалось
открыть в 1987 году, позднее пуск был передвинут на 1989 год, но и этот срок был
перенесён.
26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг по случаю открытия 6-го метро
России и 13-го (последнего) метро Советского Союза. Однако официальной датой
открытия считается 27 апреля, когда в 6 часов утра началось регулярное движение
поездов. На первом пусковом участке было только три станции. Ввиду отсутствия на
этом участке камер съезда для оборота составов, поезда двигались «челночным»
способом. В период экономических реформ строительство замедлилось. В середине
1990-х добавились новые участки, которые позволили удвоить протяжённость линии
(станции «Уральская», «Динамо» и «Площадь 1905 года»); последняя станция
«Геологическая» была открыта в 2002 году.
Стоимость поездки в 1991 году составляла 15 копеек. Плата за проезд ежегодно
повышалась и в 2008 году достигла 11 рублей с учетом деноминации. Первоначально
входные турникеты принимали монеты достоинством 5 и 15 копеек, но после
либерализации цен оплата стала производиться с помощью жетонов, приобретаемых
в кассах метрополитена.
В данный момент Екатеринбургский метрополитен не имеет имени, но в ближайшее
время планируется дать его метрополитену (самые популярные варианты —
«Екатеринбургский метрополитен имени П. П. Бажова» и «Екатеринбургский
метрополитен имени Б. Н. Ельцина»).
Все станции екатеринбургского метро покрыты пятью операторами
сотовой связи, работающими в Екатеринбурге: «Мобильные ТелеСистемы»,
«МегаФон», «МОТИВ», «БиЛайн» и «Ютел».
|